1550.Скульптор Антокольский
Марк (Мордехай) Антокольский — первый скульптор–еврей, который, благодаря своему таланту, приобрел известность в России и завоевал мировую славу.
Казалось, Антокольский всем нам хорошо известен. Мы часто видели репродукции его работ во многих альбомах, где обычно Антокольскому уделялось несколько строк: родился тогда–то, умер там–то. Нам было этого достаточно. И только теперь, в Америке, я поняла, как мало мы знали об этом скульпторе.
Родился Марк (Мордехай) Матвеевич Антокольский в Вильне в 1843 году. Его родители были людьми необразованными и небогатыми, но очень религиозными . Они содержали нечто вроде харчевни .
В семье было семеро детей.
Детство Марка было безрадостным. Впоследствии он писал: «Я был нелюбимый ребенок.
Мне доставалось от всех. Кто хотел — бил меня». Только мать его защищала и любила.
Он вспоминал о ней и любил всю жизнь. Еще мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. «Моя страсть, — писал он, — не была понятна отцу, и он не только не поощрял, но и жестоко преследовал ее». Когда Марк подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Это была та случайная удача, которая многое определила в его жизни .
Как–то к резчику пришла жена купца–еврея Апатова с дочерью. Обе были в восторге от работ юноши. Между молодым резчиком и дочерью купца начинается серьезный роман. Но Марк беден, и об их будущем союзе не может быть речи.
О юном резчике узнает известная покровительница искусств жена Виленского генерал–губернатора. Желая помочь юному таланту, она пишет письмо–просьбу в Петербург, в Академию художеств. Благодаря высокому ходатайству, Антокольского в академию приняли.
Товарищами Марка по академии были молодые таланты: Семирадский, Савицкий, Васнецов, Репин.
С Репиным Антокольский особенно близко сошелся — они жили вместе несколько лет. Репину не мешало, что его товарищем был верующий еврей, который по субботам никогда не работал, по утрам обязательно молился, а религиозные праздники почти полностью посвящал молитве.
Религиозным евреем, соблюдающим заповеди, Антокольский оставался до конца своей жизни.
В студенческие годы, в 1884 году, Антокольский вырезает из дерева скульптуру «Еврей–портной» и получает вторую серебряную медаль и стипендию . В следующем году — «Скупого». И получает первую серебряную медаль .
Наиболее известны его работы в те годы — «Натан Мудрый» и «Нападение инквизиции на евреев». Его друзья–художники бурно приветствовали эти работы. А профессора Академии скрипели зубами, но ничего не могли противопоставить его таланту и побаивались покровителей. В то время президентом Академии была великая княгиня Мария Николаевна. Она высоко оценила последнюю работу молодого скульптора и заказала себе ее копию.
Во время учебы в академии Антокольский увлекся российской историей и литературой. В 1870 году он закончил работу над статуей Ивана Грозного. Но профессора отказались её смотреть. Тогда Антокольский решает пригласить в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну. Она пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Император самолично посетил мастерскую Антокольского и купил эту статую для Эрмитажа за 8 тысяч рублей, чем вызвал неописуемый переполох среди профессуры Академии. Состоявшийся после этого Совет Академии изменил свое мнение и присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика.
Марк (Мордехай) Антокольский вынужден был принять православие буквально под пытками – он рассказывал своей сестре, что перед ним поставили условие: либо академия художеств, либо иудаизм. А чтобы было понятнее, его избили (били палками по пяткам). Однако в душе он навсегда остался иудеем и соблюдал все обычаи и обряды.
«Иван Грозный» был показан публике и имел колоссальный успех. Стасов и Тургенев первыми написали восторженные отзывы и предсказали автору большое будущее. «Я заснул бедным, — писал Антокольский, — встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным». Вскоре его имя становится известным за границей. Кенсингтонский музей в Лондоне приобретает гипсовую копию «Ивана Грозного» — честь, которой редко удостаиваются иностранные художники.
Невероятно напряженная работа и скверные условия жизни подорвали здоровье художника и он, как тогда было принято, едет в Италию, где продолжает работать и создает великолепную полную мощи и энергии статую Петра I. Работу эту он высылает в Петербург. А вслед за тем едет в родную Вильну, где женится на красавице дочери купца Апатова, той, которая его терпеливо ждала все эти годы.
Молодые уезжают в Италию. То был счастливый период в жизни скульптора. Каждый год он делал по одной большой статуе: «Спиноза», «Офелия», «Ермак», «Ярослав Мудрый» и другие. Его избирают член–корреспондентом Парижской академии.
В 1878 году все свои новые работы Антокольский привозит в Париж и представляет на Всемирную выставку. Там ему присуждают высшую награду выставки: медаль почета и орден Почетного легиона. И вскоре его выбирают почетным членом многих западных академий: Венской, Берлинской, Лондонской и других.
Однако Антокольский хочет показать свои работы на родине, которой он так многим обязан .
В 1893 году он выставляется в Петербурге. Никогда в залах Петербургской Академии не было выставлено так много работ одного скульптора. И никогда скульптура так ярко и глубоко не затрагивала историю России.
Антисемитская печать встретила выставку площадной бранью. Уезжая из российской столицы, Антокольский напечатал в «Петебругских новостях» письмо, которое заканчивалось словами:
«Многие годы люди известного лагеря издеваются над моими работами и при этом не замечают, что, обвиняя меня, обвиняют шесть академий разных стран, членом которых я имею честь состоять, и жюри двух международных выставок, почтивших меня наградами».
К русской культуре у него было весьма специфическое отношение. Русских он считал антисемитами и поэтому не только свел общение с соотечественниками к минимуму, но и категорически отказался возвращаться в Россию, несмотря на предоставление ему императором чина Действительного статского советника, дающего право на потомственное дворянство.
Большинство героев Антокольского — жертвы тирании толпы. Сократ отравленный, Христос связанный, Спиноза всеми оставленный, Иоанн–Креститель обезглавленный. Но есть среди его персонажей и люди другого типа. Это Петр I, Ермак, Ярослав Мудрый и другие.
Антокольского всегда волновала горькая судьба евреев–художников. Он мечтал сгруппировать еврейских художников, где–нибудь в Европе с тем, чтобы они могли образовать свою школу, со своим особым обликом, настроением и стилем.
В 1900 году Антокольский выставляет свои новые работы на очередной Всемирной выставке в Париже. И снова получает высшую награду, а также командорский крест Почетного легиона.
Но тяжким горем и крушением многих надежд стала для него смерть единственного сына. От этого потрясения он уже не смог оправиться. Обострилась его болезнь легких, и вскоре, в 1902 году, он скончался во Франкфурте–на–Майне. Погребен Марк Антокольский в Санкт–Петербурге на еврейском Преображенском кладбище.
Главные работы Антокольского находятся в России: в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Петербурге и в музеях других российских городов.
Перу Марка Антокольского принадлежат несколько статей по истории искусства. Незадолго до своей смерти он написал роман «Бен–Изак. Хроника из еврейской жизни». Напечатать его он не успел. Рукопись романа хранится в Публичной библиотеке в Петербурге. Антокольский написал также свою автобиографию. Он вел обширнейшую переписку с друзьями. Письма эти, собранные Стасовым, были изданы им в книге «Марк Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи».
Об Антокольском очень много написано в русской и зарубежной печати, однако, при советской же власти — почти ничего. Ни книг, ни исследований, посвященных жизни и творчеству этого выдающегося художника, не было все эти годы. Советская власть стремилась не акцентировать внимание на том, что великий русский скульптор Антокольский — еврей. Время, тем не менее, все расставляет на свои места.
[][][]