1549.15 ОКТЯБРЯ В ОДЕССЕ РОДИЛСЯ ИЛЬЯ ИЛЬФ
Илья Арнольдович Ильф (настоящие имя и фамилия – Иехиель-Лейб Арьев Файнзильберг) – писатель-сатирик.
Родился в Одессе 15 октября 1897 года в семье банковского служащего Арьи Беньяминовича Файнзильберга; его старшие братья, принявшие псевдонимы Фазини и Маф, стали художниками, младший брат – топографом.
Ильф окончил с отличием школу ремесленных учеников (1913). Работал в чертежном бюро, на телефонной станции, на заводе аэропланов Анатра, на фабрике ручных гранат. В составе 1-го Караульного полка участвовал в борьбе с деникинцами (1919), работал в агитотделе ЮгРОСТА (1920), служил бухгалтером в Одесском Опродкомгубе (1921). В 1920 году вместе с Э. Багрицким, В. Катаевым, Ю. Олешей и другими молодыми литераторами состоял в литобъединении “Коллектив поэтов”.
Писал под псевдонимом Ильф, сложенным из двух первых букв имени и первой буквы фамилии. “После подведения баланса выяснилось, – говорится в «Двойной автобиографии» Ильфа и Петрова, – что перевес оказался на стороне литературной, а не бухгалтерской деятельности, и в 1923 году Ильф приехал в Москву, где и нашел свою, как видно, окончательную, профессию – стал литератором, работал в газетах и юмористических журналах”.
Служба в “Гудке” (газете профсоюза железнодорожников) свела его с И. Бабелем, М. Булгаковым, К. Паустовским, он работал бок о бок с Ю. Олешей и В. Катаевым. Сначала Ильф был обработчиком рабкоровских писем и выездным корреспондентом, затем – очеркистом и фельетонистом. До 1931 г. в московской периодике появляются ильфовские репортажи, фельетоны и юмористические рассказы, кинорецензии.
С осени 1927 г. начинается соавторство Ильфа и Евгения Петрова, младшего брата Валентина Катаева. Оба соавтора родились в Одессе, но познакомились только в Москве в конце 1923 г. Сотрудничая в одних и тех же юмористических журналах, они не были особенно близки вплоть до лета 1927 г., которое провели вместе в Крыму и на Кавказе. По совету “признанного мэтра” Катаева, который подарил им авантюрный сюжет (поиски спрятанных сокровищ), Ильф и Петров пишут “современный роман-хронику” – “Двенадцать стульев”, вышедший в свет в 1928 году.
Затем печатаются сатирическая повесть “Светлая личность” (1928) и циклы гротескных новелл “Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска” и “1001 день, или Новая Шахерезада” (1929). В сатирическом журнале “Чудак” (1929 – начало 1930) было напечатано более 70 фельетонов, рассказов, очерков, путевых набросков и спортивных репортажей, написанных ими “оптом и в розницу”.
В 1931 г. в журнале “30 дней” печатается второй роман Ильфа и Петрова – “Золотой теленок”, но книжное издание появляется лишь в 1933-м. Оба романа, полные остросатирических реалий эпохи, по праву считаются известнейшими произведениями литературы советского периода.
Соавторам принадлежит множество рассказов, очерков, фельетонов; они пишут пьесы, либретто, водевили, киносценарии. До сих пор не забыт кинофильм “Цирк” (1936), поставленный по комедии Ильфа, Петрова и В. Катаева “Под куполом цирка” (творческие разногласия с режиссером Г.В. Александровым заставили авторов снять свои фамилии из титров картины). По заданию редакций они ездили на открытие Турксиба и в Среднюю Азию (1930), совершили путешествие по странам Европы (осень 1933 – начало 1934). Осенью 1935 г. Ильф и Петров как корреспонденты газеты “Правда” отправились в Соединенные Штаты. Их четырехмесячная поездка принесла книгу очерков “Одноэтажная Америка” (1936) и повесть “Тоня” (1937). Десятилетнее творческое содружество Ильфа и Петрова прервала смерть Ильфа от туберкулеза 13 апреля 1937 года.
Ильф – автор любимых читателями “Записных книжек”, которые по справедливости следовало бы назвать “Книгой жизни”. В течение 12 лет (1925-1937) он заносил в блокноты и смешные фразы, и грустные мысли, и горькие размышления. Увлечение фотографией оставило нам отпечатки эпохи конца 1920-х и первой половины 1930-х: виды старой и новой Москвы, портреты современников, друзей и коллег. Ильф видел взрыв храма Христа Спасителя (1931) и был на похоронах Маяковского (1930). Более тысячи фотографий сделано в Соединенных Штатах.
Двадцать пять лет, прожитые в родном городе, навсегда привязали к нему Ильфа. Оба романа полны одесских реалий. Соавторы-одесситы считают Одессу идеальным образцом для сравнений: “Сегодня в Голливуде просто жарко, как в Одессе летом” или “И здесь, по другую сторону океана, те же Бени Крики”. В “Одноэтажной Америке”: “Есть Одессы. Не беда, если возле Одессы нет не только Черного моря, но и вообще никакого моря. Помещается она в штате Техас. Какого это одессита забросило так далеко?” Ильф называет Одессу “нашей далекой родиной”.