1523.Главная внутренняя угроза Израилю в будущем. Ультраортодоксы
Главная внутренняя угроза Израилю в будущем. Ультраортодоксы
Опубликовано: 2 августа 2024 г.
[]
Аврум Шарнопольский
Иерусалим, Израиль
s.jpg
[]
Несмотря на многочисленные демонстрации ультраортодоксальной молодежи, захлестнувшие в последние месяцы всю страну, юридический советник правительства Гали Баарав-Миара на основании решения Высшего суда справедливости дала распоряжение министерству обороны немедленно начать призыв 3000 учащихся ешив в дополнение к среднему числу призываемых ежегодно ультраортодоксов. Баарав-Миара обратилась также в министерство просвещения и распорядилась прекратить финансовую поддержку учебным заведениям, которые препятствуют призыву и выполнению решения Верховного суда». 3000 из 60000 учащихся ешив — это, как сказала юридический советник, «начальное число, не отражающее в полной мере нужд ЦАХАЛа и справедливого распределения бремени воинской службы.
Израильская газета «Йедиот ахронот» сообщила, что армии не хватает 7000 военнослужащих. Вместе с тем, количество призываемой религиозной молодежи, в армию остается прерогативой армии. Общественное Движение за чистоту власти обвиняет государство в выборочном подходе: несмотря на острую нехватку людей в свете продолжающейся войны, ЦАХАЛ воздерживается от призыва ультраортодоксов. Движение подало в Верховный суд иск с требованием немедленного призыва 63 тысяч учащихся ешив. В официальном сообщении Армии обороны Израиля указано, что призыв ультраортодоксов будет осуществлен, исходя из принципа, что ЦАХАЛ – это “народная армия”, а также с учетом возросших оперативных потребностей в рамках войны “Железные мечи”.
Три главных раввина Израиля в ответ на призыв учащихся ешив в армию дали указание своей пастве явиться на призывные пункты и… добиваться отсрочки от призыва. Раввины, видимо, рассчитывают на то, что война в Газе скоро закончится и необходимость в пополнении боевых частей отпадет. Поражает цинизм некоторых раввинов. Главный сефардский раввин Ицхак Йосеф, ничуть не смущаясь, заявил: “13 тысяч ракет были обрушены на нашу страну, но не причинили вреда. Благодаря кому? Благодаря начальнику генштаба ЦАХАЛа? Нет, благодаря людям Торы, благодаря ешивам, где усердно учат Тору». Раввин Дов Ландо, лидер ультраортодоксов-«литваков» запретил ученикам ешив участвовать в церемониях погребения павших бойцов ЦАХАЛа и даже посещать раненых. По его мнению, это пустая трата времени.
А чего стоит заявление другого раввина из той же общины «литваков», Исраэля Боним Шрайбера, сказавшего, что солдаты ЦАХАЛа подобны уборщикам мусора, и «то, что они погибли – не наше дело… у них нет никакой связи с нами, они нам не братья».
Общественность Израиля обеспокоена не только проблемой призыва в армию ультраортодоксов, но и продолжающимися беспрецедентным ростом численности ультраортодоксальной общины, которая вскоре составит 1/6 населения Израиля.
Данные Центрального статистического бюро показывают, что при нынешних темпах роста доля ортодоксального населения вырастет с 10 до 25%! Это связано с высокой рождаемостью: в семьях религиозных евреев в среднем по пять детей. Однако влияние этой слабо интегрированной в рынок труда группы с низким уровнем образования и их лидеров в Кнессете постоянно растет, и это беспокоит общественность, политиков и экспертов.
Беспокоит также и крайне низкий уровень формального светского образования в ешивах. И это при том, что из-за высокой рождаемости дети харедим составляют почти 20% всех учащихся и более четверти всех ивритоязычных учащихся.
Школьное образование
Согласно статистическим данным. только 3,5% детей учатся в полностью государственных ортодоксальных школах, где преподается вся основная программа, 74% детей харедим учатся в «неофициальных, но признанных» школах, которые должны включать в программу большинство общеобразовательных предметов. Должны, но в подавляющем большинстве случаев этого не делают. Есть и так называемые, «освобожденные» школы, в которых учатся 22,5% детей. В этих школах преподают меньшую часть основных учебных программ.
Девочки-харедим обучаются по государственной основной программе и почти 60% из них сдали в последние годы государственные экзамены на аттестат зрелости. Однако мальчики гораздо реже сдают экзамены на аттестат зрелости и за последние 13 лет ситуация практически не изменилась.
И все это с учетом того, что государство выделяет огромные средства на ортодоксальное образование и при этом практически никак не контролирует расход этих средств. Только на содержание двух крупнейших образовательных ортодоксальных сетей каждый год выделяют более 3,5 миллиарда шекелей. Если на них будет распространено действие программы, повышающей зарплаты педагогам обычных школ, сумма достигнет 4,5 миллиарда.
Академическое образование
За последние 20 лет число харедимной молодежи, получающей высшее академическое образование в академических колледжах, выросло более чем в 15 раз – с 600 человек к концу ХХ века до 15,6 тысяч в последние годы.
За последние 4 года количество юношей и девушек, обучающихся в харедимных инженерных колледжах, выросло на 40% и эти колледжи составили более половины всех технологических колледжей страны! В университетах, однако, обучается незначительное число представителей харедимных общин. Причины – неприятие харедимной молодежью левой светской идеологии, характерной для университетов.
После нескольких лет, когда наблюдался рост числа ультраортодоксальных студентов в академии, в 2022–2023 учебном году произошло значительное замедление, которое может предвещать разворот тенденции. В академии учатся лишь 8% ультраортодоксальных мужчин с целью получения первой академической степени, причем 76% из них бросают учебу на ранней стадии; из подготовительного отделения высшего учебного заведения отсев составляет 29%; 37% студентов по-прежнему выбирают педагогические факультеты, что в результате приводит к относительно низкооплачиваемой работе в образовательных ультраортодоксальных сетях.
Что касается женщин, то они стремятся получить высшее образование, чтобы улучшить свои перспективы трудоустройства, но 53% из них также отсеиваются на ранней стадии обучения.
Трудовая занятость
Израильский институт демократии опубликовал в этом году исследование о занятости ультрарелигиозных молодых людей призывного возраста на рынке труда. В соответствии с исследованием, молодые люди, изучающие Тору в ешивах, подписывают документ, в котором они обязуются не работать до 22-летнего возраста. Возможность работать у них появляется лишь по достижении 22 лет – в свободное от учебы в ешиве время и только при условии, что учащийся ешивы женат. При этом молодые люди подписывают обязательство изучать Тору 45 часов в неделю, если они учатся в учебном заведении для холостяков, или 40 часов в неделю, если они учатся в учебном заведении для женатых. Если ультрарелигиозный молодой человек не женат и учится в ешиве, ему запрещено начинать работать и по достижении 22-летнего возраста. С 26-летнего возраста они имеют право работать.
Тем не менее, несмотря на запрет, небольшая часть молодежи периодически работает.
С 2000 года доля женщин-харедим на рынке труда возросла на 30%.
По данным Центрального статистического бюро, уровень занятости среди мужчин-ультраортодоксов в 2023 году вырос до 55,5%. и до 82% ультраортодоксальных женщин. Однако в первом квартале 2024 года уровень занятости уменьшился и составил всего 54,3%. Для сравнения, в последнем квартале 2023 года он составлял 56,7%. Между тем, доктор Эйтан Регев заявляет, что упомянутое уменьшение является статистически незначительным, а поэтому слишком рано делать громкие выводы. Уменьшение уровня трудоустройства мужчин-харедим он склонен связывать, среди прочего, с влиянием войны на экономику, а поэтому такое явление с большой вероятностью будет носить временный характер.
Уровень трудоустройства женщин-харедим тоже уменьшился в первом квартале на 1,5% – до 80,1%.
Что касается религиозных мужчин-евреев, старший экономист министерства труда Адас Фукс подчеркнула значительный успех в росте занятости харедим, но признала, что им все еще сложно найти работу с хорошим заработком. “Мы, наконец, наблюдаем рост занятости. Мы надеемся, что это хороший знак на будущее, но это достигнутое очень непросто закрепить. У них все еще есть пробелы в математике и потому им очень трудно найти хорошо оплачиваемую работу”, – объяснила она.
Харедим и Хай-тех
Израиль — один из мировых лидеров по производству и экспорту высоких технологий. Однако развитие Хай-тек сдерживает очень слабое участие в его работе арабов и религиозных ортодоксов. И все же Израиль постепенно становится «технологической нацией», а не просто страной стартапов.
Доля экспорта Израиля, приходящаяся на высокие технологии, превысила отметку в 50% и сейчас составляет 54%; процент рабочей силы, занятой в высокотехнологичной промышленности, превысила 10% и приближается к отметке в 15%, установленной нынешним правительством.
При этом в 2021 году число харедим, занятых в этом секторе, сократилось на 6% за счет того, что 1200 женщин-харедим покинули компании, Хай-тек, в то время как 500 мужчин-харедим, напротив, трудоустроились в них.
В инновационном ведомстве объясняют это, среди прочего, пандемией коронавируса, которая привела к тому, что многие женщины-харедим уволились с работы, чтобы быть дома со своими детьми. Ожидается, что еще несколько сотен мужчин-харедим завершат курсы, которые они начали в прошлом году.
Однако субсидируемые правительством учебные курсы не находят большого числа желающих, и даже наблюдается сокращение числа участников.
По данным Управления инноваций, в 2020 году 825 мужчин-харедим обучались в пяти спонсируемых государством технологических учебных курсах, проводимых некоммерческими организациями, такими как Kama-Tech, Extra-Tech и Академический центр Lev. В 2021 году всего 550 мужчин-харедим приняли участие в четырех курсах, проводимых Университетом Ариэль, JBH, Extra-Tech и Career 21.
По данным исследования, проведенного Israel Advanced Technology Industries совместно с компанией Kama-Tech, количество ультраортодоксальных евреев, работающих в хай-теке Израиля, выросло на 52% за последние четыре года. Эта позитивная новость была опубликована практически во всех израильских СМИ в конце июля.
Согласно тому же исследованию, общее число работающих в хайтеке харедим – 9.700, что составляет всего около 3% от общего числа занятых в хайтек-компаниях.
Несмотря на некоторый рост занятости харедим в промышленности, по-прежнему доля харедим, занятых в хайтеке, очень низка. К сожалению, и перспективы трудоустройства харедим в сфере высоких технологий также не впечатляют. И хотя харедим сейчас составляют 13% населения страны, а к 2050 году каждый четвертый израильтянин будет ультраортодоксальным, разрыв между светскими и религиозными будет только расширяться.
Неконтролируемый рост харедимного населения способен серьезно изменить жизнь в стране. Уровень жизни будет падать по мере того, как меньшая доля взрослого населения будет работать. Нация стартапов станет далеким воспоминанием, потому что не будет достаточно специалистов. Налоговые сборы сократятся, что нанесет ущерб всему – от школ и больниц до оборонных возможностей. Главная внутренняя угроза Израилю в будущем будет исходить от ультраортодоксального и религиозного большинства.
Основная вина в этом лежит на лидерах харедим, циниках и стяжателях, а в случае с ШАС – и коррумпированных преступниках. Именно они препятствуют любой попытке дать образование молодежи своего сектора, что позволило бы ей жить и думать независимо от строгого диктата общинных авторитетов.
Профессор Бен Давид в газете Haaretz пишет:
«Вопрос заключается в том, какую страну мы хотим видеть в следующем поколении? Будет ли это страна с прочной экономикой, которая сможет поддерживать развитые системы здравоохранения и социального обеспечения? Будет ли это страна, которая сможет торговать с развитым миром? Или это будет прокаженная страна, которая не сможет даже вооружить себя? Будет ли Израиль светом для язычников, захотят ли наши дети и внуки жить в нем и будут ли они готовы рисковать своей жизнью, чтобы защитить его? Ответы на эти вопросы будут определять люди, которые выйдут из наших школ.»