1184. Фрэнк Синатра
Для меня есть две категории певцов . Первая – это Синатра, вторая – все остальные. Любовь к певцам, поэтам, художникам — это всегда очень личное и субъективное отношение. Вот для меня Фрэнк Синатра – это номер один. А это отрывок из очень любопытной статьи о нем .
ФРЭНК СИНАТРА И ИЗРАИЛЬ.
( Отрывок из статьи 2015 года)
Начиная с 1950-х годов, его записи и фильмы были запрещены в арабских странах из-за его симпатий к сионизму. Он выступал перед военнослужащими ЦАХАЛа, а в 1970-х и 80-х годах он передал миллионы долларов для студенческих центров в Назарете и Иерусалиме.
Первое посещение Синатрой Израиля состоялось в 1962 году, в рамках его первого мирового турне. На пике своей популярности, его менеджеры хотели, чтобы он дал серию концертов, которые достигли бы Японии. У Синатры также были личные причины для этих гастролей: Его нелады с недавно избранным Д.Ф.Kеннеди и остальной частью его клана, из-за сочетания капризного нрава и голословных утверждений, касающихся связей певца с организованной преступностью, глубоко его ранили. Синатра вернулся к возрождению своей карьеры и усилил свою благотворительную деятельность, которой его менеджеры надеялись «умерить образ легкомысленного плейбоя».
В мае и июне 1962 года Синатра дал 30 концертов в городах по всему миру. Процент от доходов пошёл в детские благотворительные организации. Тур начался в Токио, где оказались легионы его поклонников, желавших увидеть и услышать певца. Из-за того, что в графике гастролей Синатры появился Израиль, Лига арабских государств отвергла предложения, чтобы он выступил в Каире и Бейруте.
Израиль – и его ответ на европейские выпады, воплощённые мерами арабов, – был глубоко личным делом для Синатры. Он родился и вырос в итало-американском анклаве Хобокене, Нью-Джерси; его бабушка и дедушка эмигрировали в Соединённые Штаты из Италии в 1890-х годах, и с антииммигрантским фанатизмом они столкнулись на рубеже веков, который по-прежнему существовал в Нью-Йорке в в 1920-х годах, период детства Фрэнка. Он рассказывал своему другу Питу Хэмиллу, что «подрастая, я бы услышал эти истории … то, что произошло, потому что вы были итальянцами… эти рассказы там имели место. Предупреждения, предрассудки, ты слышал об этом у себя дома, в парикмахерской на углу. Ты никогда не слышал об этом в школе. Но это было».
Этот опыт предрассудков дал молодому Синатре представление и о других формах нетерпимости, в том числе антисемитизма. А в его хобокенском детстве были-таки еврейские связи. Среди его опекунов (мать Фрэнка часто работала вне дома) была г-жа Голден. Она говорила с ним только на идиш, и в его зрелом возрасте Синатра часто шутил, что он «знал больше идиш, чем итальянский». На протяжении десятилетий Синатра носил кулон еврейскую звезду («Маген Давид»), который дала ему г-жа Голден.
Самым известным музыкальным выражением Синатрой бренда городского этнического либерализма стал короткометражный фильм «Дом, в котором я живу», снятый в 1945 году. Лейтмотивом его главной песни были слова: – «Дети на детской площадке, лица, которые я вижу, всех рас и религий, это и есть для меня Америка». Этот фильм начинается с кадра, когда Синатра уходит с репетиции джаз-оркестра и становится свидетелем стычки между бандой школьников и мальчиком еврейского вида. Говоря детям, чтобы они не были «сосунками», певец отделяет их от этого мальчика и говорит им, что расовые и религиозные различия «не имеют никакого значения, кроме как для нациста или какого-то глупца». Обозревательнице голливудских сплетен Лоуэлле Парсонс Синатра сказал: – «Дети сами по себе не виноваты в религиозной и расовой нетерпимости. Это родители… Дети слышат разговоры своих родителей о МакГинти или Гинзбергах и думают, что, должно быть что-то ужасно плохое в том, что человек – католик или еврей».
Этот короткометражный фильм получил специальный приз Киноакадемии и был показан в Соединённых Штатах. От внимания Синатры не могло ускользнуть, что создатели фильма – режиссёр, сценарист и композитор – евреи левых политических взглядов.
Гражданские права были ещё одним краеугольным камнем ранних либеральных взглядов Синатры. Начиная с середины 1940-х годов, Синатра использовал своё значительное влияние для пропаганды равенства афроамериканцев, особенно для тех, кто занят в индустрии развлечений. Как отметил историк Джон Вайнер в своих эссе «Когда голубые глаза старика были красными» и «Чего вдруг звезда на вершине чартов бросается непосредственно в борьбу за гражданские права?»
В 1947 году, через два года после съёмок фильма «Дом, в котором я живу», Синатра появился на благотворительном концерте в пользу сионизма в зале «Hollywood Bowl». Это мероприятие называлось «Акция за Палестину». Толпа в 20000 зрителей бешено аплодировала своему кумиру и высказалась за утверждение раздела плана, обсуждаемого в то время в Организации Объединённых Наций.
В следующем году, по просьбе сионистских лидеров, Синатра контрабандой ввёз большое количество денег для оперативников, покупающих оружие для «Хаганы». Его попросил переправить деньги Тедди Коллек, тогдашний представитель «Хаганы» в Соединённых Штатах. Коллек купил партию тяжёлого оружия в Нью-Йорке и должен был заплатить капитану судна за его доставку в Палестину. Он знал, что за ним следят федеральные агенты. Чтобы избавиться от них, Коллек попросил Синатру, который выступал в ночном клубе «Copacabana» помочь ему уклониться от наблюдения. По словам Коллека, – «На следующий день, рано утром, я вышел из входной двери здания с сумкой, и федералы последовали за мной. Из задней двери вышел Фрэнк Синатра, неся бумажный пакет, заполненный наличными. Он спустился к пристани, передал его и наблюдал, как корабль отчалил. Годы спустя, Синатра рассказывал дочери Нэнси, что он сделал это только ради израильтян, потому что – «я хотел помочь, я боялся, что они могут погибнуть».