714. чт, 4 мая 2023 г. Subject: Fwd: Израильский архитектор создал самый большой в мире мост
Самый большой стеклянный мост! Мост в Чжанцзяцзе имеет длину равную 430 метрам п ри ширине в 6 метров. Его проектированием занимался Хаим Дотан из Израиля, считающийся одним из главных специалистов по мостам. В итоге, у него получилось сооружение, у которого на сегодняшний день нет аналогов не только в Китае, но и во всём мире.
«Мы думали, что людям будет страшно по нему ходить, но не тут-то было. Это первый созданный мною объект, на который хотят подняться столько людей, — говорит 62-летний израильский архитектор Хаим Дотан.
Мост длиной 430 метров и шириной 6 метров, с дном, на 60% состоящем из стеклянных панелей, открылся 20 августа в национальном парке Тяньменьшань над каньоном Чжанцзяцзе. Всего за пару дней после открытия посмотреть на него (и пройтись по нему) съехалось такое количество местных жителей и туристов, что мост пришлось закрыть — в целях безопасности, в день туда пускали не более 8 тыс. человек, но желающих было намного больше. Вскоре после открытия было пр инято решение приостановить посещение и провести генеральную уборку и обновление программного и аппаратного обеспечения систем моста.
«У меня не было никаких набросков, я просто стоял на краю каньона, — вспоминает Дотан. — Он [клиент] не говорил по-английски, а я не знал китайского настолько, чтобы свободно общаться, поэтому мы соорудили макет из обычных прутьев, которые наломали поблизости». Так идея моста приобрела осязаемые формы. «Я подумал, что вокруг просто потрясающая природа, и отправной точкой в разработке этого проекта стÐ �ла идея о том, что мост должен исчезать, — продолжает Дотан. — Так возникла мысль построить мост, который, по сути, будет невидимкой».
Последние 6 лет Дотан жил на две страны — Израиль и Китай, к которому относится с особенным теплом (в годы Первой мировой войны семья его матÐ �ри из-за антисемитских гонений эмигрировала из Российской Империи в Китай, а уже затем перебралась в Израиль). Сам он родился уже в Иерусалиме, изучал архитектуру в Университете Южной Калифорнии, а в 1980-х годах отправился в Токио работать в бюро легендарного архитектора Кишо Курокавы.
Раньше Дотан занимался проектированием зданий необычной, закругленной формы (например, Центр сценических искусств Ашдода и Беер-Шевский Академический Колледж им. Сами Шамун), но затем переключился на разработку решений, которые позволяют архитектурнÑ �м объектам сливаться с природой (разумеется, только визуально). Одним из примеров такой его работы стал этот уникальный стеклянный мост в Китае.
«Мост уже стал достопримечательностью и привлекает огромное количество туристов, и все благодаря виду, который с него открывается. Такие вещи до конца предугадать невозможно. Да, дизайнеры создают проект, но финальный аккорд задает сама жизнь. Этот мост — уже не мост, это сцена. На ней будут проходить модные показы, музыкальные и танцевальные шоу, концерты. Это не просто перемычка, по которой можно пройти из точки А в точку Б — это место, в котором действительно интересно побывать.
В конце моста будет построен амфитеатр на 3 тыс. мест, а ежедневно в 6 утра там можно будет позаниматься йогой».
В 2010 году Дотан спроектировал израильский павильон на Экспо 2010 в Шанхае с фирменными «округлыми линиями», и здание получилось настоÐ �ько удачным, что после закрытия выставки его решили не демонтировать навсегда, а разобрать и перевезти в Израиль. Но этого так и не случилось из-за бюрократических проволочек и тендерных правил. Для Дотана это стало профессиональной трагедией и послужило поворотной точкой в карьере — с тех пор свои самые смелые замыслы архитектор стал реализовывать не в Израиле, а в Китае, где к его почти сумасшедшим проектам относились намного лояльнее (он уверен, что стеклянный мост, который он построил в Китае, в Израиле точно «зарубили» бы еще на с тадии концепта).
Хаим Дотан считает, что в Израиле вообще очень сложно с архитектурой, в первую очередь из-за постоянно меняющихся правил, касающихся городского устройства и регулирующих допустимую этажность новых зданий. Эти ограничения коснулись и его проекта здания 65 Hotel, и Дотану пришлось «втиснуть» 40-этажное здание в 8-этажное строение. «Современная израильская архитектура — это в первую очередь культура ограничений и ассимиляции, без должной связи с еврейскими и израильскими корнями и историей», — отмечает Дотан.
Хаим Дотан также очень пессимистично настроен насчет будущего своей профессии — по его мнению, она вскоре она исчезнет. «Раньше строительством занимался архитектор, он за него отвечал. А сейчас дизайнер сидит перед компьютером и совершенно ничего не знает о том, как строить, а за процесс отвечают инженеры и менеджеры проекта. Исчезла любовь к строительству — и это больнее всего. В будущем все это будут делать машины».
Кроме идеи «растворения» объектов в пространстве, Дотан увлечен еще и темой мобильности — он даже открыл курс, на котором вместе со студентами изучает архитектурные решения транспортных вопросов. «Мы должны перестать говорить о транспорте и начать говорить о мобильности. Мы уже начали думать над проектами транспортных средств, которые будут перемешаться в магнитном поле над поверхностью земли. Я пытаюсь найти решение этих задач с дизайнерской точки зрения. Что привело к появлению многоэтажных зданий? Лифт! Представьте, что появится устройство, которое положит конец эре автомобильных трасс — и проблема будет решена!», — говорит Дотан.