597. В Нью-Йорке – премьера фильма IT IS NO DREAM: THE LIFE OF THEODOR HERZIL
В Нью-Йорке – премьера фильма
“IT IS NO DREAM: THE LIFE OF THEODOR HERZL”
Трудно смотреть историко-биографические фильмы, особенно посвященные
человеку, появившемуся на свет 150 лет назад. Трудно преодолеть
инертность и ответить на вопрос, зачем это мне. Но сядьте перед
экраном, и вы подивитесь тому, насколько актуален фильм, обращенный к
нам – покинувшим СССР, Россию и другие «страны СНГ» по «пятому
пункту».
«Еврейский вопрос существует до сих пор», – ровным голосом сообщает
диктор, и на экране возникает Россия, русские фашисты со вскинутыми в
нацистском приветствии ладонями, следом Ахмадинежад… «Атака на
евреев продолжается в прессе и на улицах, количество нападок
растет»… Голос диктора звучит, а в кадре – Москва. Исписанная синими
буквами стена. «Умрите, жиды» – написано по-немецки. Ниже – «Зиг
Хайль». Справа – рисунок: виселица, где повешенным в петле болтается
магендовид. И совсем внизу, наконец, на родном языке: «Обосритесь,
жыды» – орфография подлинника.
Не обольщайтесь – это НЕ российские кинематографисты прошли по улицам
страны. Американские. Диктор за кадром тем же ровным голосом
продолжает: «Но они не могут нас истребить. Нет другой нации на земле,
которая приняла бы столько страданий…». И только теперь появляется
дата – эти слова написаны в 1895 году основоположником сионизма
Теодором Герцлем. Новый американский документальный фильм рассказывает
о нем. «Это не мечта» называется картина. А, может, «Это не сон» –
переведите, как вам удобнее «It is not a dream».
Второй строкой: «Жизнь Теодора Герцля».
Это первый за сто лет (!!!) кинофильм о человеке, чье имя следует
знать всем евреям, живущим в Израиле и не только. Потому что Герцль
вымечтал саму идею найти евреям на огромной планете клочок земли, где
никто не будет их убивать. В нынешнем мае исполнилось 152 года со дня
рождения Т.Герцля. Конечно, в Израиле отмечать этот праздник
сподручнее. Имя Теодора Герцля – один из символов Израиля. В каждом
израильском городе есть названные в его честь улицы и бульвары. В
Иерусалиме есть гора его имени, где покоится его прах, а недалеко от
могилы находится его музей. 20 тамуза, день смерти Герцля, объявлен
национальным днем его памяти. Исследователи читают его книги, а
обыкновенные евреи живут в стране, которую он вымечтал в 1895-м, сидя
в антисемитском Париже корреспондентом газеты Hôtel de Castille, где
написал знаменитые строки своего романа-утопии о будущей стране «Der
Judenstaat»: «Мы – народ, единый народ. Еврейское государство –
потребность всего мира. Следовательно, оно возникнет».
Но даже в Израиле ощущают, что личность основателя Всемирной
сионистской организации не оценена по достоинству. Нет ни одного
игрового фильма о нем. Нет актера, который бы сыграл этого красивого
яркого мечтателя, которому мы все обязаны своим сегодняшним
местопребыванием. Нынешняя лента идет более двух часов. Для
документального фильма это много. Но другого пути нет, когда
предпринята первая попытка с педантизмом, исключающим возможность
извращенного толкования, исследовать рождение и формирование идеи
самостоятельного государства в уме ОДНОГО человека. Авторы
восстанавливают обстоятельства места и времени, в которых полтора века
назад в центре благополучной Европы родился и вырос мальчик, которому
важнее собственной жизни стала жизнь его народа.
Герцль родился в Будапеште. В благополучной семье у образованных
родителей, воспринявших немецкую культуру. Если дед Теодора еще вел
религиозный образ жизни, то отец относился к иудаизму формально. Мать
Герцля Джанет Диамант, дочь преуспевающего торговца, получила хорошее
светское образование. К моменту рождения мальчика семья покинула гетто
и была равной среди равных: немецкоязычная, состоятельная, религиозно
«просвещенная». И быть бы ему добрым мадьяром и забыть свое еврейское
происхождение, но – спасибо антисемитам: ему быстро напомнили, кто он.
Едва начав учиться в гимназии, он столкнулся с антисемитами. Да так,
что мама перевела его в будапештскую евангелическую гимназию,
большинство учащихся которой были евреями. Он изучал французский,
английский, музыку, как положено всякому культурному немцу, но еще
писал и печатал рецензии на книги и спектакли в одной из будапештских
газет. Родители Герцля поддерживали его литературные устремления,
требуя одного – чтобы он закончил юридический факультет Венского
университета. Изучение антисемитского сочинения Е. Дюринга «О
еврейском вопросе» травмировало его, но покинуть университет он не
мог. Следовало терпеть. Зато Студенческое общество он оставил – в знак
протеста против антисемитских выходок. А получив степень доктора
юридических наук и поработав клерком в судах Вены и Зальцбурга, он
узнал, что «Будучи евреем, я бы никогда не смог занять пост судьи.
Поэтому я расстался одновременно и с Зальцбургом, и с юриспруденцией»,
– как он записал в дневнике.
Начиная с 1885 года Герцль посвятил себя литературе: он писал пьесы,
фельетоны, рассказы. Пьесы его шли на сценах Вены, Берлина, Праги и
других театральных столиц Европы и имели настолько громкий успех, что
какое-то время у него была репутация одного из ведущих австрийских
драматургов. Дальше – женитьба на состоятельной женщине, которая
никогда не смогла стать ему другом и разделить его взгляды, но родила
троих детей.
В 1891 году он получил должность парижского корреспондента венской
Neue Freie Presse, которую он воспринимает, как «трамплин, с которого
можно высоко прыгнуть». Но именно во Франции он сталкивается с тем
уровнем антисемитизма, который не может вынести и бежать от которого
некуда. Сначала публицист Дрюмон упрекает международное еврейство в
бедах страны, призывает экспроприировать еврейский капитал, и на этой
волне становится главным редактором газеты «Libre Parole» – рупором
для атак на евреев.
Следом – антисемитская пьеса в театре Франции, смерть офицера,
которого назвали «жидом», а он вызвал обидчика на дуэль, антисемитские
демонстрации, клеветнические суды.
Герцль ищет пути решения «еврейского вопроса». В дневнике того времени
он записывает, что намерен вызвать на дуэль и стреляться лично с
лидерами антисемитизма, среди которых были Георг фон Шенерер, Карл
Люэгер и сам принц Лихтенштейн. Мечтает победить и выступить на суде с
речью против антисемитизма.
Другой путь, который представляется ему плодотворным, – массовое
крещение евреев. Герцль мечтает об аудиенции Папы Римского.
Но живая жизнь оказывается богаче: осуждение Альфреда Дрейфуса 22
декабря 1894 года прерывает его мечтания. Герцль убежден в
невиновности Дрейфуса: «Еврей, который начал свою дорогу чести как
офицер генерального штаба, не может совершить такое преступление… Как
следствие длительного гражданского бесчестья, евреи обладают часто
патологическим стремлением к чести; и еврейский офицер в этом смысле
ставит себе особую планку», – записывает он в дневнике.
Толпы на улицах требуют смерти Дрейфуса, а далее – «Смерть евреям!»
Герцль не может поверить, что все это происходит во Франции спустя сто
лет после провозглашения Декларации прав человека. «Достижения Великой
революции отменены», – пишет Герцль, и его статью не печатают. Призыв
«Смерть евреям!» на парижских улицах убеждает его в том, что
единственным решением еврейского вопроса является создание
независимого еврейского государства.
В 1895 года он записывает в дневнике то, что ему нужно: «Страна, в
которой мы сможем жить с крючковатым носом, черной или рыжей бородой…
и при этом не будем объектом осмеяния. Страна, где мы сможем в конце
концов жить как свободные люди на своей земле. Страна, где будем так
же, как и другие, пользоваться уважением за великие и добрые дела, где
мы будем жить в мире со всем миром».
Так открывается главная цель жизни Теодора Герцля. Он бросается к
ведущим еврейским филантропам, создает Всемирную сионистскую
организацию, созывает Первый всемирный конгресс сионистов и открывает
новую эпоху в истории еврейского народа.
Фильм построен на исторических документах, забытых фактах, подробных
дневниковых записях Герцля, рукописях его статей, книг, философских и
публицистических трактатов. Но главная заслуга авторов в том, как дана
эта интенсивная интеллектуальная деятельность молодого мыслителя, как
погружена в детали и подробности его каждодневного быта, в котором
есть родители и семья, в которой он родился, потом – семья, которую он
построил сам. Деликатно касаются авторы темы драматичной супружеской
жизни. Красивые особняки в разных городах Европы не позволяют
обывательскому сознанию представить, какое неблагополучие пряталось за
тяжелыми шторами в высоких окнах…
Редкие групповые фото первых сионистских конгрессов завораживают и
заставляют подолгу всматриваться в лица тех – первых – приплывших в
Европу с Украины, из Молдавии, которые приняли решение нарушить
традицию отцов и перестать ждать Мессию…
Герцль начинает работать над книгой «Еврейское государство». «Идеи в
душе моей гнались одна за другой. Целой человеческой жизни не хватит,
чтобы все это осуществить…». Герцль излагает программу действий и
называет книгу «Опыт современного решения еврейского вопроса» (Der
Judenstaat), которая была опубликована в Вене 14 февраля 1896 года. Ее
переводят с немецкого на иврит, английский, французский, русский и
румынский языки. Герцль впервые внятно обосновывает, что еврейский
вопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другую
или ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства.
Политическое решение еврейского вопроса, по его мнению, должно быть
согласовано с великими державами. Массовое переселение евреев в
еврейское государство будет проводиться в соответствии с хартией,
открыто признающей их право на поселение, и международными гарантиями.
Это будет организованный исход еврейских масс Европы в самостоятельное
еврейское государство. Герцль полагал, что образование подобного
государства должно осуществляться по заранее продуманному плану.
Еврейское государство должно быть проникнуто духом общественного
прогресса, свободы и равноправия. Для реализации этого плана Герцль
считал необходимым создать два органа: «Еврейское общество» в качестве
официального представительства еврейского народа, и «Еврейскую
компанию» для руководства финансами и строительством. Необходимые
средства предполагалось получить при содействии еврейских банкиров, и
только в случае их отказа должен был последовать призыв к широким
еврейским массам.
На Всемирном сионистском конгрессе в 1897 году в Базеле он был избран
президентом Всемирной сионистской организации. А в 1899 создал
«Еврейское колонизационное общество» с целью закупки земли в
Палестине, которая тогда была частью Османской империи. Невероятные
кадры кинохроники позволяют увидеть города, страны, лидеров – царей,
премьер-министров, королей, с которыми ведет переговоры неугомонный
мечтатель.
В 1900 году Герцль он пишет и издает «Философские рассказы». В
утопическом романе на немецком языке «Altneuland», Герцль создает
идеалистическую картину будущего еврейского государства. Он создал
эскиз политического и общественного строя будущего еврейского
государства в Палестине, допустив только одну ошибку: Герцль полагал
что арабы Палестины будут рады еврейским поселенцам…
Долгие яростные споры и схватки с оппонентами не раз доводили Герцля
до сердечных приступов. Однажды это совпало с воспалением легких…
Другу, приехавшему навестить его, Герцль сказал: «Колокол звонит по
мне. Я не трус, и могу спокойно встретить смерть, тем более что я не
потерял попусту последние годы своей жизни. Я думаю, что неплохо
послужил своему народу».
Это были его последние слова. 3 июля 1904 г. Герцля не стало. В
завещании он просил похоронить его в Вене рядом с отцом, но только до
той поры, пока еврейский народ не решит перенести его останки в Землю
Израиля. 14 августа 1949 года, вскоре после создания Государства
Израиль, по решению правительства еврейского государства останки
Герцля доставили из Австрии в Иерусалим, где прах его ныне покоится на
горе, носящей его имя. Увы – судьба родных детей Герцля сложилась
трагично: старшая дочь Паулина покончила самоубийством в тридцатом
году в Бордо, во Франции, сын Ханс застрелился на её могиле, а младшая
Маргарет – погибла в сорок третьем в нацистском лагере Терезин.
И был бы этот фильм историко-биографическим о чем-то канувшем-
сгинувшем – человеке ли, деле ли, если бы не короткие съемки нынешней
России.
Перестройка и открытые границы создали невероятный феномен, о чем мы,
уехавшие, благодаря Герцлю, не знаем: антисемитские лозунги на Руси
нынче пишутся на трех языках. С этого начинается фильм, который я
настоятельно рекомендую посмотреть, так написанное большими буквами
белой краской во всю стену «Обосритесь, жыды!» прочесть в Америке без
перевода можем только мы.
И сразу окажется, что нет никакого прошлого – все происходит сию
минуту – пока мы смотрим тут – в Америке – фильм. Новые фашисты
старательно выводят краской старые лозунги на стенах домов.
Нас снова гонят и гонят.