463. А мы на него молились.
очереди в книжных магазинах.
Тёмный мы народ! Ох, тёмный!
Жиды превратили Нью-Йорк в гетто, о котором они всегда мечтали»
Теодор Драйзер не считал нужным скрывать свою неприязнь к евреям.
В основе сюжета ранней пьесы Драйзера «Рука горшечника» молодой еврей
убивает двенадцатилетнего мальчика, что напоминает традиционный
кровавый навет времен Cредневековья. Один из исследователей Драйзера
предположил, что сюжет пьесы родился из газетных сообщений о найденном на окраине Киева изуродованном трупе двенадцатилетнего мальчика. В этом ритуальном убийстве обвинили еврея Менахема-Менделя Бейлиса.
В 1922 году Драйзер написал своему другу, известному американскому литератору Генри Менкену, что «жиды превратили Нью-Йорк в гетто, о котором они всегда мечтали».
А Голливуд Драйзер называл «голливудские евреи» и писал друзьям:
«Все фильмы там еврейские, и на работу берут только евреев с американскими
фамилиями (…) доллар – их путеводная нить (…) невозможно представить себе, что они приберут к рукам всю Америку. И вообще, они – наглые и презренные выскочки».
Как раз в Голливуде Драйзер и сражался с еврейскими владельцами
киностудии «Парамаунт», которые в 1930 году, решив экранизировать его
роман «Американская трагедия», пригласили на постановку этого фильма
всемирно известного советского кинорежиссера Сергея Эйзенштейна,
находившегося тогда в Америке.
Драйзер был потрясен: фильм по его роману будет ставить еврей.
По коммерческим соображениям Эйзенштейна заменили, но Драйзер был
недоволен сценарием и потребовал переделок. Студия отказалась.
Драйзер подал в суд и проиграл. Свое раздражение он сорвал на
еврейских адвокатах: им «не хватает честности», их никак нельзя
назвать «чистокровными американцами», – написал он.
Через полгода после прихода Гитлера к власти Драйзер участвовал в
редакционной конференции журнала American Spectator («Американский
наблюдатель»), где заявил:
«Мое неприятие евреев вызвано не тем, что они не знают, что такое
физический труд, не тем, что они отвратительно выглядят, не тем, что они невежды, а тем, что они слишком умны и слишком деятельны в нападках на
всех людей и на все народы (…) Некоторым расам, как и некоторым лошадям
на скачках, требуется узда. С моей точки зрения, особенно в сфере торговли и других практических занятий, где хитрость важнее любой продуктивной работы,
на евреев надо надеть узду, чтобы ограничить их численность в этой сфере. Так, сто тысяч еврейских адвокатов можно сократить до десяти, а остальных заставить заниматься сельским хозяйством».
На реплику одного из участников конференции: «Если встать на вашу точку зрения, то остается только удивляться тому, что евреи еще не захватили власть
в Америке» – Драйзер ответил: «Дайте им время, и они ее захватят».
Литературный критик Хатчинс Хэпгуд, ужаснувшись словам Драйзера, обменялся с ним несколькими письмами, которые были опубликованы в 1935 году в журнале Nation («Нация») под заголовком «Драйзер – антисемит?».
На заявление Хэпгуда, что «Драйзер знает о евреях не больше, чем об эскимосах», Драйзер заявил: «Число евреев (…) растет не по дням, а по часам. Общеизвестно, что в одном Нью-Йорке сейчас проживает два миллиона четыреста тысяч евреев».
Когда Хэпгуд поставил под сомнение приведенную Драйзером цифру, Драйзер написал: «Каждый, кто бывал в Нью-Йорке, Чикаго, Кливленде или
Лос-Анджелесе во время еврейских праздников, особенно религиозных, видел (…) что Нью-Йорк практически пустеет. Такое впечатление, что две трети населения сидит дома. А в Чикаго ощущение, что не меньше трети населения покинуло город».
Драйзер считал, что «слишком много евреев выдают себя за американцев,
прикрываясь американскими именами (…) не говоря уже о полукровках и
евреях на одну четверть, которые, тем не менее, из-за своей еврейской
крови с расовой и религиозной точек зрения все равно считаются евреями».
Хэпгуд обвинил Драйзера в антисемитизме и варварстве, на что Драйзер
ответил: «Вы можете называть меня как угодно, но (…) я считаю
необходимым заявить, что (…) евреи лгут (…), утверждая, будто они –
вовсе не евреи, а немцы, или французы, или англичане, или американцы,
или русские, или поляки, или голландцы, или итальянцы, или венгры, или турки, или румыны – да кто угодно. Этого не может быть. И этого нельзя допускать, особенно потому, что (…) они быстро захватывают власть, где бы они ни оказались». Но этим Драйзер не ограничился и написал: «Евреи, которые держатся друг за друга, хлынут в Америку, отравят ее (…) и так же, как негры в Южной Африке, наводнят всю страну. Еврей должен покинуть Америку, потому что, живя в стране, он никогда не ассимилируется; двести лет еврей живет в Америке, а чистокровным американцем не стал и не станет. В Германии он живет
тысячу лет и остался евреем, потому что еврей – всегда еврей».
На Нюрнбергские законы и официальную травлю евреев в Германии Драйзер
откликнулся таким замечанием: «Преследования евреев (…) и изгнание из
страны без средств к существованию говорят не только о социальной
справедливости, но и о мудрости Германии».
Публично высказанные антисемитские взгляды знаменитого американского
писателя перепугали руководство коммунистической партии Соединенных
Штатов Америки, которой Драйзер всегда симпатизировал, и в которую
вступил незадолго до смерти. Компартия направила к Драйзеру делегацию
с предложением отмежеваться от его печатных заявлений о евреях.
Делегаты убеждали Драйзера, что нельзя валить в
одну кучу еврейских капиталистов и еврейских пролетариев, цитировали
Маркса и Ленина. И 30 апреля 1935 года в печатном органе компартии
New masses («Новые массы») появилось «Заявление Драйзера», который
признал «различия между еврейским рабочим и еврейским эксплуататором».
Но несколько месяцев спустя он написал редактору московского журнала
«Интернациональная литература», известному шекспироведу Сергею
Динамову: «Я только на словах согласился с партийной делегацией, а на
деле не изменил своих взглядов на еврейскую проблему в Америке. Евреи
не приживаются в этой стране, как другие народы, и сохраняют, как и во всех других странах, свою расовую солидарность и, особенно, свою религию».
В этом же письме Драйзер хвалил Россию за то, что она вот-вот решит
еврейскую проблему, «дав евреям все расовые и национальные права в
таком районе, как Биробиджан».
По мнению Драйзера, «всех евреев надо собрать вместе и отправить как
Можно дальше (…), где они не смогут причинять вреда».
Неоднократно повторив, что не он «выдумал еврейскую проблему», Драйзер
предложил ее решение: «Почему бы не заставить каждого еврея жениться на нееврейке, а каждую еврейку – выйти замуж за нееврея? Может, тогда будет положен конец поискам ответа на вопрос, который всех раздражает: как различным народам мира раз и навсегда избавиться от евреев».