166. К.Богданович.О ПРОГРАММЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЯ, СИСТЕМЫ ВЛАС
КРАТКАЯ ЗАПИСКА
Версия 2017.01.02.
Цель программы: Создать эффективную систему государственного устройства Государства Израиля, системы власти и государственного управления.
Эффективной государственной системой для Израиля будет только та система, которая соответствует базовым представлениям и историческому опыту евреев, как граждан государства Израиля, специфике стоящих перед нацией Израиля задач. Из опыта истории, закрепленного в Танахе, мы знаем, что:
1. Каждый еврей имеет своё индивидуальное независимое и самоценное достоинство, так как каждый еврей, подписавший Договор со Всевышним, имеет, в соответствии с Договором, непосредственную связь с ним.
2. Даже Всевышний не может ничего диктовать и навязывать евреям. Он может открывать им их возможное будущее, предсказывать им последствия их выбора из явных ему альтернатив. Право ответственного выбора – фундаментальное право и обязанность евреев, так постановил Всевышний, в силу этого краеугольный камень еврейского мировоззрения – принцип свободы выбора.
3. Базовый принцип государственности евреев – личная свобода и равенство, даже перед Всевышним.
4. По Законам Моисея, евреи в жизни должны были руководствоваться ими и своей собственной совестью, а не подчиняться неким правителям, которые бы подчиняли их своим законам и принуждали к их исполнению силой. Каждый еврей ответственен за свое поведение перед Богом, своей семьей, общиной и сообществом евреев.
5. Основа власти в государстве евреев покоится, прежде всего, в свободном согласии евреев.
6. Следствием принципов свободы выбора и равенства является построение любой системы взаимоотношений евреев только на основании добровольно заключаемого договора. Договор, как форма отношений с Всевышним, не историческая случайность, а фундаментальная основа системы отношений евреев.
7. Народ Израиля поклялся жить в государстве с республиканским устройством, и было это тысячи лет тому назад…
8. Выборность власти и коллегиальность управления была нормальным явлением для евреев со времен Исхода из Египта.
9. Право каждого полноправного еврея реализуется только с согласия других равных ему.
10. Сионизм был заложен в матрицу сознания евреев задолго до рассеивания. Тора однозначно утверждает неразрывную духовную связь народа Израиля и обетованной ему Богом земли — Эрец-Исраэль, указывает на неизбежность их конечного воссоединения:
В соответствии с историческим опытом евреев, закрепленном в нормах иудаизма, новая государственность Израиля может быть построено только на основании следующих базовых положений,
Во-первых, суверенитет в государстве принадлежит только полноправным и ответственным гражданам государства Израиля.
Во-вторых, Суверенитет Государства возникает только как результат сознательного делегирования гражданами части своего суверенитета в минимальных объемах, необходимых для выполнения функций государственного управления и контроля за ним в интересах граждан.
В-третьих, новое государственное устройство Израиля может возникнуть только на основании договора евреев, граждан исторического государства Израиля.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОГОВОРА
При подписании договора права каждого лица, заключающего договор, далее именуемого «гражданином», могут и должны быть жестко увязаны с объемом принятых им на себя обязательств. В основе этого должны лежать следующие принципы:
• Базовой основой договора является абсолютная лояльность лица, заключающего договор государству Израиль и его законам. Нарушение лояльности ведет к автоматическому расторжению договора с необратимыми последствиями.
• В основе взаимоотношения граждан и государства должен лежать баланс прав, полномочий, с одной стороны, и комплекса обязанностей и повинностей по отношению к государству, с другой стороны.
• Никто, не выполняющий установленный минимум обязанностей и гражданских повинностей перед государством, не имеет права влиять на государство, власть в государстве, его законы и органы управления.
• Никто, покушающийся на основы устройства страны в соответствии с национальным договором, не может использовать для этого гарантированные конституцией права и не может находиться под защитой конституции и законов страны.
• Всякий ущерб, причиненный государству, или экстраординарные расходы государства, вызванные действиями, или преступным бездействием, лица или лиц, находящихся на территории государства, должны быть возмещены виновными полностью.
Из договорной основы формирования государства вытекает следующее:
• Основа государственной реформы – принятие принципы, что носителями суверенитета являются полноправные граждане государства.
• Воля общества граждан, подписавших Национальный Договор, сформулированная и выраженная в установленной форме, утвержденная в соответствии с установленной процедурой – единственный легитимный источник права и закона.
• Общество граждан, подписавших Национальный Договор – это основа государства, которая определяет цели существования государственного аппарата, полномочия и допустимые границы его действий, его права и ответственность.
• Государство получает только ту часть суверенных прав, которую ему готово добровольно делегировать общество граждан. Любая попытка узурпации прав граждан является тягчайшим государственным преступлением.
• Государство является операционной оболочкой общества, обеспечивающей безопасность и возможность свободного развития общества и его членов.
• Государственный аппарат и все государственные институты являются только средствами операционного обеспечения благополучия и безопасности Общества и его членов – полноправных граждан Государства.
Принципиально важно, что с момента принятия Национального договора государство выступает только, как общий механизм управления, учреждаемый гражданами, как их агент, действующий исключительно на основании и в рамках данных ему поручений. Исчезает европейское государство-суверен, обладающее некими абсолютными правами над гражданами, исчезает возможность существования всех институтов власти, порождаемых государством-сувереном.
У этих положения есть несколько неизбежных следствий, приводящих к построению основ государственности Израиля, принципиально отличающейся от государственности всех стран мира. Это:
• Последствия построение государственности Израиля на основании договора.
• Последствия отсутствие государства – суверена обладающего суверенными (абсолютными) правами над территорией и ее ресурсами, гражданами и их имуществом;
СЛЕДСТВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ИЗРАИЛЯ НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА.
Во-первых, договорный принцип создания государства позволяет уйти от силового навязывания всем единых и унифицированных норм жизни, которое вызывает необходимость существования элементов тоталитарного принуждения в государстве. На основании установленного баланса прав и обязанностей граждане смогут приобретать, на основании подписанного ими договора, права и положение в обществе, адекватное несомым ими обязанностям и способностям. В результате в обществе возникают относительно устойчивые группы с дифференцированными обязанностями и положением в государстве.
При такой системе отношений государство сможет, например, дать своим достойным гражданам возможность получить хорошее высшее образование, даже если они имеют низкие стартовые возможности. Очень важно и то, что они будут не «облагодетельствованы» социальной системой, а заслужат или оплатят то, что получат.
Максимально полное внедрение таких отношений между людьми в обществе позволит преодолеть и еще одно невероятно вредное последствие десятилетий социалистической теократии – трансформированное сознание значительной части общества, синдром «мне должны», наличие которого сейчас является мощнейшим тормозом развития нашего общества.
Государство на самом деле должно гражданину только одно – дать достойному гражданину возможность заключить честный и выгодный «договор» с другими гражданами и их общим агентом – Государством. А гражданин своим действиями должен доказать, что он достоин того, чтобы другие граждане заключили с ним этот «договор».
Система «договора» позволит ненасильственным путем согласовывать интересы человека и государства, она внедрит реальную справедливость в общество, станет препятствием на пути тех, кто стремится получить максимум от общества, считая себя при этом свободным от всяких обязательств перед ним.
Договорная основа Конституции позволит внести в нее пункты, фиксирующие еврейский характер государства Израиль, основанных на воле подавляющего числа граждан Израиля. Это позволит создать конституцию не для тех, кто в силу тех или иных коллизий оказался на территории Израиля, а для тех, кто готов и хочет быть гражданином еврейского государства Израиль и готов принять все вытекающие из этого обязательства и последствия.
Такая конструкция позволит решить проблему с нелояльными государству лицами – отказ от подписания договора и принесения присяги автоматически, в неоспоримом порядке, исключит из числа граждан тех, кто является убежденным противником государства Израиль, кто откажется его подписать.
По существу, Власть (а это следствие избрания на любую должность в демократическом государстве – от прокурора до члена Кнессета или Президента Страны) – это право распоряжаться условиями жизни и самой жизнью миллионов граждан. Из этого есть ряд следствий:
Во-первых, право решать вопрос о том, кому вручить Власть – это, по существу, право распорядиться жизнью страны и каждого человека. Это право не может быть без ответственности и обязанностей. В обществе суверенной демократии право на это надо доказать. Для того, чтобы получить право Выбирать и наделять Властью, стать Избирателем, каждому надо доказать, что:
• он имеет исторически обусловленную связь с государством Эрец-Исраэль;
• он соответствует установленным обществом критериям для права на гражданство;
• он способен понять предлагаемый выбор, оценить его последствия и принять решение;
• принимая решение, он будет исходить из комплекса базовых представлений и норм, общих для граждан своей страны;
• он готов нести ответственность за все последствия своего решения;
• он готов принять итоговые результаты выбора избирателей и подчиниться их решению.
Соответственно, в предлагаемой системе формирования Власти, для того, чтобы получить право, надо соответствовать критериям, которые сформулирует общество. Это может быть:
• Факт присяги на верность государству и подписание национального договора, содержащего установленный для избирателей минимум обязанностей – например, безусловное обязательство защищать государство и т.д.
• Установленный минимальный возраст, который подразумевает, что гражданин уже успел получить необходимое образование или/и конкретный уровень образования.
• Иные условия, которые сочтет необходимым установить общество тех, кто вместе с Избирателем будет платить за последствия его выбора.
При этом надо понимать, что право быть Избирателем подразумевает обязанность быть Избирателем. Минимальный уровень ответственности Избирателя перед обществом заключается в том, что ему нельзя уклоняться от выполнения своих гражданских обязанностей, даже если это создает ему бытовые неудобства.
Право получить Власть требует еще более жестких критериев отбора, чем право быть Избирателем. Вручение Власти человеку, который не соответствует должности, может иметь катастрофические последствия для страны. Для того чтобы получить право Власти, каждому надо:
• доказать, что он способен выполнять возлагаемые на него функции в системе государственного управления, обладает для этого необходимой профессиональной подготовкой, квалификацией и опытом деятельности;
• доказать, всей своей предшествующей жизнью, что, принимая решение, он будет исходить из комплекса базовых представлений и норм, общих для граждан своей страны;
• доказать, что он готов нести все последствия и ограничения, которые станут следствием его избрания на должность.
На основании анализа форм взаимоотношений гражданина с государством разработан эскиз системы градаций гражданского статуса. Выделены три категории граждан государства, отличающиеся правами и обязанностями, в связи с формированием органов государственной власти. Все они – граждане страны, принесшие присягу государству, выполняющие все установленные для своей категории гражданские обязанности и имеющие разный объем прав, соответствующий их возможности, желанию и готовности нести адекватные правам гражданские обязанности:
• Первая группа – условно названная «Нобили». Они имеют право и обязанность участвовать в выборах при формировании органов государственной власти и имеют право баллотироваться и быть избранным в эти органы.
• Вторая группа – условно названная «Электоры». Они имеют право и обязанность участвовать в выборах при формировании органов государственной власти и имеют право принимать решение – голосовать.
• Третья группа – условно названная «Обыватели». В нее входят лица, не соответствующие по каким-либо критериям установленным минимальным нормам, необходимым для получения статуса «электора». К ним относятся также лица, имеющие право на этот статус, но отказывающиеся заключить договор и принять на себя статус электора со всеми их правами и обязанностями. Они обладают всеми гражданскими личными правами, за исключением право голоса и права избрания на должности во властные органы страны.
Принадлежность к каждой из групп подвижно и зависит от конкретного поведения гражданина. Так за серьезные проступки возможно понижение статуса Нобиля до обывателя или даже «нежелательного» лица. Одновременно достижения электора сделают его нобилем.
Выделены также три группы лиц, не граждан государства, имеющие каждая свой статус, объем прав и обязательств перед государством и его обществом:
• Первая группа – условно названная «Проксены» – граждане иностранных государств, добровольно установившие особые отношения с государством Израиль на основании специального договора. Проксены – преимущественно евреи диаспоры или союзники Израиля. Этим выполняется условие создания Израиля, как «государства всех евреев мира». В стране своего постоянного проживания проксены сохраняют исходное гражданство и имеют статус, аналогичный статусу общественных консулов Израиля.
• Вторая группа – условно названная «Иностранцы» – граждане иностранных государств и лица без гражданства, получившие на основании закона или по решению компетентных властей право жить и работать на территории страны. Они находятся под защитой законов, платят налоги, установленные для этой категории, но не несут обязанностей и повинностей, связанных с гражданством страны.
• Третья группа – условно названная «Нежелательные лиц» – лица, ранее обладавшие гражданством, или видом на жительство, или иным формальным основанием находиться на территории страны, но не принесшие присягу Израилю или нарушившие ее. Они находятся на территории страны до их добровольного отъезда, или принудительной депортации, в соответствии с законом. Они обязаны соблюдать установленные для них законом нормы, ограничения и финансовые повинности, компенсирующие государству все связанные с их пребыванием затраты.
Данный набор градаций – это минимальный список, который может быть, по воле граждан Израиля дополнен и развит в необходимом направлении и объемах.
О ВОЗМОЖНОСТЯХ, КОТОРЫЕ ОТКРЫВАЕТ СОЗДАНИЕ СТАТУСА ПРОКСЕНОВ ИЗРАИЛЯ
Договорная форма государства и построенная на ее основе система гражданства, может позволить решить проблему укрепления связи Израиля с еврейской диаспорой. Она позволит предложить союзникам Израиля и евреям диаспоры, желающим и сделавшим вклад в развитие Израиля, статус «проксенов», наделяющего их частью прав, имманентно присущих гражданам, без возникновения у них двойного гражданства и соответственно без возникновения коллизий с нормами, запрещающих двойное гражданство в отдельных странах, например, в США.
В случае принятии концепции создания статуса «проксенов Израиля», возникнет возможность создания очень эффективное воплощение идеи Израиля, как государства евреев мира, что заложено еще в Условиях Британского мандата на Оттоманскую Палестину, принятого Лигой Наций.
О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ ГРАЖДАН.
В рамках предлагаемого подхода можно преодолеть ограничения свойственные системе оценки и вознаграждения людей через деньги и формальное положение в обществе. Не все в обществе может быть оценено деньгами. Система вознаграждения людей положением за их заслуги проходит в противоречие с необходимость обеспечить заполнение должностей квалифицированными кадрами.
В то же время любому здоровому обществу нужен определенный уровень альтруизма граждан. Общество без минимального процента альтруистов погибает. Общество с большим процентом альтруистов в состоянии сделать все.
Альтруизм — это продукт воспитываемых внутренних установок и морального климата в обществе. Система объективной фиксации альтруистических поступков является эффективным стимулом для большинства людей.
Вторая проблема, связанная с формированием здорового общества, это проблема ощущения справедливости в обществе. Деньги не являются естественным и объективным мерилом полезности того или иного человека в обществе.
Идея и задача внедрения системы поддержки альтруизма в обществе и ощущения реальной справедливости в обществе может быть решена за счет разработки и внедрения системы Национальных счетов граждан. При этой системе создается национальный счета каждого гражданина, на котором фиксируется его деятельность в пользу Израиля в любой условной системе учета, например, в баллах.
Возможно установление взаимосвязи между количеством баллов на национальном счете с правами или привилегиями, получаемыми от государства.
Возможно установление минимальной нормы балов при занятии той или иной должности в государстве.
Реализация этого снимет или резко снизит влияние денег на положение человека в обществе. Например, если у человека есть миллионы, но нет определенного минимума балов на национальном счете, установленного для членов Кнессете, то он не сможет стать членом Кнессета до тех пор, пока не накопит установленного количества социальных балов.
Возможно установление случаев конвертации балов национального счета в финансовые средства, например, при оплате военнослужащими обучения в высшей школе, оплате ими каких-то услуг государства.
Возможно установление случаев конвертации финансовых средств в балы национального счета. Например, за взносы в благотворительные фонды или дары в пользу израильского общества. Однако соотношение финансовых средств и получаемых балов должно быть таким, чтобы не вызвать перекосов в ценностях общества.
Одновременно всякий антиобщественный поступок должен иметь свою цену, которую виновный платит со своего национального счета. С этого счета могут списываться балы за действия, причинившие ущерб или урон Израилю и его гражданам. В результате на каждый момент времени есть некий остаточный баланс, характеризующий отношение гражданина и Израиля.
ПРИНЦИП СОЛИДАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Важнейшим инструментом стабилизации общества будет введения принципа солидарной ответственности членов семьи и системы личного и группового поручительства.
Во-первых, это даже формальная ответственность родителей за детей, ибо их качество есть прямое следствие личностных особенностей и усилий, затраченных родителями на их воспитание. Т.е. может быть установлено что условием занятия определенной выборной должности в государстве является наличие минимума детей (например – трех) выросших в достойные граждане.
Возможно установление нормы, разрешающей передачу национального счета по наследству и ответственность родителей по счетам их детей, возможна взаимная ответственность. Это решение открывает очень интересную возможность формирования здоровой атмосферы в обществе. С феодальных времен фамильная честь передавалась по наследству и была семейным достоянием. Потеря отцом чести могла привести к резкому понижению статуса всех членов его семьи в обществе, равно как и недостойное поведение его потомков. В результате возникала объективная взаимосвязь между положением семьи и поведением ее членов. Критерии оценки поведения формировали содержание того, что названо было честью семьи. На базе этого формировались нормы поведения, названные человеческим благородством. При развитии такой системы родовой чести общество скреплялось мощными неформальными силами, формировавшими диапазон допустимого и желательного поведения человека в обществе, формировался идеал образа и идеальные нормы поведения человека. Израилю будет невероятно полезно появление значительного количества людей, поведение которых будет предопределяться соображениями чести, в основе которой идея служения Израилю. Даже если первые поколения граждан, после введения системы, будут действовать, подчиняясь расчету, то следующие воспримут это как норму жизни.
AI&PIISRAEL